ОГЛАВЛЕНИЕ
Уровни смыслового чтения (НОО)
Уровни читательской грамотности (ООО)
Система «Аналитик чтения» дает возможность оценить уровень читательских компетенций:
Несмотря на то, что мы предполагаем, что в первую группу скорее всего будут входить ученики начальной школы с 1 по 4 класс, а вторая группа объединяет детей средней школы с 5 по 9 класс, мы настоятельно рекомендуем учитывать индивидуальные особенности детей: если ребенок младшей школы читает очень хорошо, проведите тестирование его читательских компетенций по тестам группы основной школы, если же ребенок в пятом классе читает с большим количеством технических ошибок, возможно, имеет смысл проверить его компетенции по тестам для начальной школы и далее подбирать тексты для чтения, соответствующие его уровню.
Ниже мы предлагаем краткие описания уровней, которые определяются при тестировании и оценке текстов, а также даем рекомендации по подбору текстов для каждого уровня.
Чтение по слогам, в трудных местах - по буквам. Присутствует много ошибок по типу пропусков слогов и слов, замен букв и слогов. Ориентации на пунктуацию почти нет, интонация при чтении мало соответствует содержанию. Понимание прочитанного низкое, имеет фрагментарный характер. Скорость чтения медленная. Наблюдается снижение мотивации к чтению при столкновении с трудностями. Требуется помощь учителя в чтении слов, состоящих из более чем трех слогов и имеющих сочленения из трех согласных. Скорость чтения в минуту - 30 - 40 слов.
Тексты для начального уровня предназначены для укрепления навыка чтения, а также для коррекционной работы при наличии трудностей в овладении им. Могут содержать короткий простой линейный сюжет с главным героем или главной мыслью и малое количество второстепенных дополнительных идей. При необходимости повествование может быть разбито на несколько небольших частей без ущерба для понимания прочитанного.
Для начального уровня подходят тексты, состоящие из 70 слов, длина слов не должна превышать 10 букв. В тексте могут встречаться слова, которые имеют следующие признаки:
Тексты, которые подходят по параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для начального уровня овладения смысловым чтением.
Чтение целыми словами легких слов может переходить к слоговому чтению в случае появления многосложных, трудных или нечасто встречающихся слов. При чтении могут быть ошибки на повторение слов и слогов, трудности в понимании некоторых частей текста. Присутствует неравномерность в скорости чтения и передаче выразительности. Требуется помощь в прочтении устаревших слов, слов из более чем 5-6 слогов и текстов 3 уровня сложности. Понимание текста адекватное, но фрагментарное, присутствует усвоение общего сюжета повествования, но не фиксируются детали и второстепенные идеи. Скорость чтения в минуту - не менее 40-60 слов.
Тексты для среднего уровня техники чтения можно использовать для знакомства с новыми знаниями и развития компетенции смыслового чтения, в частности, понимания прочитанного и формулирования ответов на вопросы по тексту. Повествование может содержать в себе несколько сюжетных линий или идей, количество второстепенных элементов повествования может увеличиться, однако должно оставаться в пределах 5. Текст должен иметь деление на смысловые части. Данные тексты можно предлагать читать для досугового чтения школьникам, владеющим средним и высоким уровнями техники чтения.
Для среднего уровня лучше всего подходят тексты из примерно 100 слов, длина слов не должна превышать 14 букв. В тексте могут встречаться слова, обладающие следующими свойствами:
Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для среднего уровня чтения.
Чтение целыми словами с малым количеством ошибок в новых терминах, устаревших словах или многосложных, нечасто встречающихся словах. Ошибки могут быть замечены самим читающим и исправлены. Присутствует соблюдение интонаций и выразительности. Понимание текста полное, ответы на вопросы развернутые. Читающий понимает причинно-следственные связи, может прогнозировать линейные события. При чтении не требуется помощь учителя. Скорость чтения в минуту - не менее 80 слов.
Тексты для высокого уровня овладения смысловым чтением подойдут для изучения предмета и формирования мыслительных операций анализа и прогнозирования при работе с текстом, входящих в компетенции чтения. Сюжет в тексте может быть нелинейным с дополнительными включениями второстепенных сюжетных линий или идей. Повествование должно быть разбито на небольшие смысловые части. Для учеников, обладающих высоким уровнем техники чтения, для поддержания мотивации подбор текстов включает в себя тематические интересы школьников. Такие тексты ученики могут читать для удовольствия.
Высокий уровень чтения позволяет читать тексты из 100 слов, однако слова в тексте могут содержать до 18 букв. В текст могут быть включены слова, обладающие следующими параметрами:
Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для высокого уровня овладения смысловым чтением.
Читает трудно, нет плавности, в чтении имеются неточности, ошибки. Понимание текста происходит на поверхностном уровне. Чаще всего присутствует просто озвучивание текста. Самостоятельно может прочитать легкий текст. Для чтения более сложных текстов требуется помощь взрослого. Точность чтения - ниже 85%, частота ошибки - чаще чем в 20 словах. Самостоятельно может исправить 1 ошибку из 5. Скорость чтения менее 60 слов в минуту, ориентация на знаки препинания отсутствует. Понимание не адекватное, фрагментарное, присутствуют ошибки в понимании как самого текста, так и подтекста, и затекста. Нет возможности обобщать и использовать информацию прочитанного. Присутствуют ответы на фактические вопросы по типу: Кто? Что? Когда? Где? Сколько? Так ли?
Тексты, подходящие для базового уровня, предназначаются прежде всего для коррекции навыков и компетенций чтения, особенно в тех случаях, когда имеется: большое количество ошибок, непонимание прочитанного, невозможность ответить на фактические вопросы.
Для низкого уровня читательской грамотности подходят тексты, характеризующиеся следующими свойствами:
Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для низкого уровня читательской грамотности уровня чтения для предметного обучения.
Чтение имеет средний уровень, что отражается в ошибках в словах и интонациях при чтении. Присутствует плавность, за исключением тех моментов, когда встречаются сложные слова и словосочетания. Гибкость чтения и выразительность присутствуют при чтении легких текстов. Для более сложных текстов требуется помощь взрослого. Понимание текста адекватное, но отличается фрагментарностью. Можно встретить ошибки в понимании подтекста и затекста. Точность техники чтения превышает 85%, частота встречаемой ошибки - 1 на 20 слов. Способность исправить свои ошибки чтения - 2 из 5. Скорость чтения 60-80 слов в минуту. Может использовать информацию из текста в узких рамках, обобщать и находить причинно-следственные связи, что позволяет отвечать на вопросы оценочного и конвергентного типов. (Почему? Как? Каким образом? Что вы думаете?)
Тексты, подходящие для среднего уровня, предназначены для знакомства с тематикой учебного предмета, начала изучения темы. Тексты этого уровня можно использовать для развития техники смыслового чтения, а также развития умений воспроизведения содержания понятого текста и ответов на вопросы по нему. Кроме этого школьники, испытывающие некоторые затруднения при чтении, могут читать такие тексты для удовольствия, что способствует укреплению мотивации к чтению.
Тексты для среднего уровня должны обладать следующими характеристиками:
Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для среднего уровня читательской грамотности.
Чтение не вызывает трудностей. Характеризуется беглостью, легкостью, малым количеством ошибок, выразительностью. Способен обсуждать прочитанное. Помощь учителя не требуется при чтении текстов любой сложности.
Высокий уровень читательской грамотности характеризуется следующими умениями учащегося: полное (основные мысли и детали), точное (значения слов известны), отчетливое (все языковые способы выражения смысла известны), глубокое (понимание текста, подтекста, затекста, контекста) понимание достаточно длинного текста, часто имеющего противоречивую информацию, из малознакомых и незнакомых предметных областей. Допускаются неточности по одному из четырех параметров. Умение определить трудности чтения и понимания текста, а также качество своего чтения и понимания текста, анализируя качество полных и кратких ответов на вопросы. Положительное и заинтересованное отношение к свободному, обильному чтению.
Текст, подходящий для высокого уровня, может быть предназначен для углубления знаний по определенному учебному предмету, он знакомит с большим количеством фактов и терминов. Кроме того, тексты для высокого уровня подходят для формирования и развития мыслительных операций анализа и прогнозирования при работе с текстом, а также умения составлять аннотации, вопросы, формулировать полные и краткие ответы на них.
Тексты, подходящие для высокого уровня читательской грамотности, характеризуются следующими свойствами:
Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам высокого уровня читательской грамотности.
X
|