«Программный комплекс "Аналитик чтения"» представляет собой инновационную лингвометодическую разработку, осуществляющую автоматическую оценку доступности текстов в зависимости от сложности текстов и уровня читательской компетентности. "Аналитик чтения" позволяет, с одной стороны, оценить читательский возраст школьника, с другой стороны, сложность текста. При этом мы используем единую систему оценок, предлагая учителям, родителям и школьникам подбирать книги «под читателя».
Основная педагогическая цель проекта – помощь учителям младшей и средней школы в определении навыков чтения учащихся и совершенствовании их читательской компетентности. В основе разработки лежат психолингвистические исследования по обучению чтению и пониманию текста в комбинации с инструментами компьютерной лингвистики. Оценка текста позволяет учителю ранжировать и оперировать текстами, подбирая их в соответствии с читательским возрастом.
Тексты, имеющиеся в базе портала, делятся по своему содержанию на две группы: естественно-научные и гуманитарные.
Этим можно воспользоваться для решения вопросов профориентации школьника. Используя текстовые группы – естественно-научного и гуманитарного направлений, учителя и родители смогут увидеть, с текстами какой группы школьник справляется лучше. В дальнейшем занятия по развитию компетенции чтения можно осуществлять переходя от легких текстов к более сложным.
Работа с «Аналитиком чтения» будет способствовать индивидуализации, успехам в учебе, которые, в свою очередь, должны привести к повышению мотивации чтения у детей и подростков.
«Программный комплекс “Аналитик чтения”» получил поддержку Фонда президентских грантов Президента Российской Федерации как социально значимый проект в области науки, образования, просвещения.
Разработка системы «Аналитик чтения» опирается на совместную междисциплинарную научно-исследовательскую разработку методистов, педагогов, психологов и лингвистов.
Исследование включало в себя полевой эксперимент с 75 школьниками в начальной и средней школе. В результате эксперимента удалось показать корреляцию между лингвистическими параметрами текстов и уровнем их чтения и понимания школьниками. Также удалось разделить школьников по группам в зависимости от компетенций и выделить основные группы по уровням читательской компетентности. Был разработан дизайн тестирования уровня, реализованный в данном проекте.
Далее компьютерными лингвистами был реализован алгоритм, автоматически оценивающий текст и соотносящий его с уровнем компетенций чтения. Для машинного обучения модели классификатора текстов были использованы тексты, размеченные методистами библиографами.
Для оценки соответствия текста уровням смыслового чтения был имплементирован и доработан модуль оценки читабельности текстов, разработанный для ресурса «Оценка читабельности текста».
Приложение включает дополнительные материалы с информацией о том, как происходила работа над проектом:
X
|