О проекте

«Программный комплекс "Аналитик чтения"» представляет собой инновационную лингвометодическую разработку, осуществляющую автоматическую оценку доступности текстов в зависимости от уровня читательской компетентности. Автоматические возможности подбора литературы, соотнесенные по уровню доступности с когнитивными возможностями и читательскими умениями пользователя (читабельность текста), являются средством достижения педагогической цели.

Основная педагогическая цель проекта – помощь учителям младшей и средней школы в определении навыков чтения учащихся и совершенствовании их читательской компетентности. В основе разработки лежат психолингвистические исследования по обучению чтению и пониманию текста в комбинации с инструментами компьютерной лингвистики. Оценка текста позволяет учителю ранжировать и оперировать текстами, подбирая их в соответствии с читательским возрастом и читательской компетентностью учащегося.

Тексты, имеющиеся в базе портала, делятся по своему содержанию на две группы: естественно-научные и историко-биографические.

Тестирование по текстам из обеих групп дает возможность определить предрасположенность учащихся к той или другой области знания. Этим можно воспользоваться для решения вопросов профориентации школьника. Используя текстовые группы – естественно-научного и гуманитарного направлений, учителя и родители смогут увидеть, с текстами какой группы школьник справляется лучше. В дальнейшем занятия по развитию компетенции чтения можно осуществлять переходя от легких текстов к более сложным.

Работа с «Аналитиком чтения» будет способствовать индивидуализации и профессионализации учебного процесса, успехам и прогрессу в учебе, которые, в свою очередь, должны привести к повышению мотивации чтения у детей и подростков.

Данный проект создавался и поддерживается Межрегиональной общественной организацией «Русская Ассоциация Чтения» и компанией «Директ-Медиа». В разработке проекта принимали участие компьютерные лингвисты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и психологи из Первого МГМУ им. Сеченова. «Программный комплекс “Аналитик чтения”» получил поддержку Фонда президентских грантов Президента Российской Федерации как социально значимый проект в области науки, образования, просвещения.

Разработка системы «Аналитик чтения» опирается на совместную междисциплинарную научно-исследовательскую разработку методистов, педагогов, психологов и компьютерных лингвистов.

Исследование включало в себя полевой эксперимент с 75 школьниками в начальной и средней школе. В результате эксперимента удалось показать корреляцию между лингвистическими свойствами текстов и уровнем их чтения и понимания школьниками. Также удалось разделить школьников по группам в зависимости от компетенций и выделить основные группы по уровням читательской компетентности. Был разработан дизайн тестирования уровня, реализованный в системе.

Далее компьютерными лингвистами был реализован алгоритм, автоматически оценивающий текст и соотносящий его с уровнем компетенций чтения. Для машинного обучения модели классификатора текстов были использованы тексты, размеченные методистами библиографами.

Для оценки соответствия текста уровням смыслового чтения был имплементирован и доработан модуль оценки читабельности текстов (https://github.com/ivbeg/readability.io/wiki/API), разработанный для ресурса «Оценка читабельности текста» (http://ru.readability.io).

Приложение

Приложение включает дополнительные материалы с информацией о том, как происходила работа над проектом: